420094, г. Казань, ул. Чуйкова 13, офис № 11, тел./факс: (843) 519-61-61, e-mail: [email protected]
О компании    |    Услуги    |    Полезное    |    Контакты   

Новости

6 августа 2012

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

Федеральный закон

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Часть I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по организации государственного стратегического планирования в Российской Федерации, по координации стратегического управления и бюджетной политики, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций в области государственного стратегического планирования.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками государственного стратегического планирования в процессе прогнозирования, программно-целевого планирования и стратегического контроля, а также при составлении и рассмотрении проектов документов государственного стратегического планирования, утверждении документов государственного стратегического планирования.

3. Настоящий Федеральный закон в части государственного стратегического планирования укрепления обороны, обеспечения военного строительства и оборонного заказа, правопорядка и гражданской обороны применяется с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в этих сферах.

4. Разграничение предметов ведения, функций и полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования осуществляется согласно статье 13 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном стратегическом планировании

Законодательство о государственном стратегическом планировании состоит из федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, федеральных законов, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Федерального закона.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие термины и понятия:

государственное стратегическое планирование (процесс государственного стратегического планирования) – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности;

стратегический прогноз (стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности) – система научно обоснованных представлений о возможных стратегических рисках и вызовах социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, которая содержит поэтапные прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала и национальной безопасности, а также конкурентных позиций Российской Федерации в мировом сообществе;

прогнозирование социально-экономического развития – деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности;

программно-целевое планирование – деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и национальной безопасности, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также формирование комплекса мероприятий с указанием источников их финансирования, направленных на достижение данных целей и приоритетов;

документ государственного стратегического планирования – документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и также иными участниками процесса государственного стратегического планирования в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения процесса государственного стратегического планирования;

корректировка документа государственного стратегического планирования – частичное изменение данных документа без изменения периода, на который разрабатывался документ государственного стратегического планирования;

система документов государственного стратегического планирования – совокупность взаимосвязанных по стратегическим целям, задачам, срокам и источникам ресурсов документов государственного стратегического планирования;

стратегический контроль – мониторинг и деятельность по комплексной оценке основных финансовых и экономических показателей, а также бюджетных обязательств, содержащихся в документах государственного стратегического планирования, с целью установления способности достижения в запланированные сроки стратегических целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности с учетом эффективности использования государственных средств, рисков достижения и последствий реализации указанных целей;

мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности – наблюдение, сбор, систематизация, обобщение и отображение информации о социально-экономическом развитии и степени достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;

методическое обеспечение – разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке документов государственного стратегического планирования;

стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности;

приоритет социально-экономической политики – предпочтительное исходя из целесообразности, рациональности и эффективности направление и способ действий по достижению целей социально-экономического развития;

цель социально-экономического развития – достижение состояния экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

задача социально-экономического развития – ограниченный по времени комплекс взаимосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического развития;

результат социально-экономического развития – фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

очередной год – год, следующий за текущим годом;

отчетный год – год, предшествующий текущему году;

отчетный период – отчетный год и 2 года, предшествующих отчетному году;

среднесрочный период (перспектива) – период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет включительно;

долгосрочный период (перспектива) – период продолжительностью более 6 лет;

критическое (пороговое) значение показателя обеспечения национальной безопасности – количественная характеристика угрозы национальной безопасности, то есть прямой или косвенной возможности нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;

прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период – документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации, технологического развития секторов российской экономики и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный или среднесрочный период;

стратегия национальной безопасности Российской Федерации – документ государственного стратегического планирования, определяющий стратегические национальные приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующий состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу;

концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации – документ государственного стратегического планирования, определяющий систему научно обоснованных представлений о долгосрочных целях социально-экономического развития Российской Федерации, внешних и внутренних условиях социально-экономического развития Российской Федерации и задачах, которые необходимо решить для достижения поставленных целей;

отраслевой документ стратегического планирования – документ государственного стратегического планирования, в котором определены цели, приоритеты и задачи устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного достижения в соответствующей отрасли или сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период – документ государственного стратегического планирования, определяющий задачи социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности на среднесрочную перспективу в рамках реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочном периоде;

стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу – документ государственного стратегического планирования, определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики, и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе;

прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период – документ государственного стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период – документ государственного стратегического планирования, определяющий цели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу и комплекс мероприятий по их достижению;

государственная программа Российской Федерации - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности;

государственная программа субъекта Российской Федерации – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на наиболее эффективное решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Глава 2. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования

К полномочиям Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования относятся:

установление общих принципов организации и функционирования системы государственного стратегического планирования;

установление порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования;

определение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности приоритетов, а также способов и источников ресурсного обеспечения достижения стратегических целей;

формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, решение задач укрепления национальной безопасности с указанием объемов и источников их ресурсного обеспечения;

установление требований к содержанию документов государственного стратегического планирования, порядка их разработки и корректировки, рассмотрения и утверждения;

установление порядка координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования;

разработка и рассмотрение проектов документов государственного стратегического планирования, утверждение документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

методическое обеспечение разработки документов государственного стратегического планирования;

стратегический контроль социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

иные полномочия в области государственного стратегического планирования, отнесенные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами к полномочиям Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

определение целей и приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и направлений социально-экономической политики субъекта Российской Федерации на основе федеральных приоритетов социально-экономической политики, а также способов их достижения;

установление требований к содержанию документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядка их разработки, рассмотрения и утверждения в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

разработка и рассмотрение проектов документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, их утверждение;

стратегический контроль социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

иные полномочия в области государственного стратегического планирования, отнесенные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Часть II. Задачи и структура системы государственного стратегического планирования

Глава 3. Система государственного стратегического планирования

Статья 6. Структура системы государственного стратегического планирования

Система государственного стратегического планирования – это совокупность:

взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования;

участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.

Статья 7. Документы государственного стратегического планирования

1. К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:

стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

стратегия национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;

концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;

генеральная схема расселения на территории Российской Федерации;

отраслевые документы государственного стратегического планирования;

стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период;

государственная программа Российской Федерации;

государственная программа вооружения Российской Федерации;

схемы территориального планирования Российской Федерации;

федеральная целевая программа.

2. К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым в субъектах Российской Федерации, относятся:

стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

схема расселения на территории субъекта Российской Федерации;

прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;

программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

государственная программа субъекта Российской Федерации;

иные документы, соответствующие требованиям, установленным нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона, решение о разработке которых принято высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. К документам, разрабатываемым в процессе государственного прогнозирования, относятся:

стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период.

4. К документам, разрабатываемым в процессе программно-целевого и территориального планирования, относятся:

стратегия национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;

концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;

генеральная схема расселения на территории Российской Федерации;

схема расселения на территории субъекта Российской Федерации;

отраслевые документы государственного стратегического планирования;

стратегия социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

государственная программа Российской Федерации;

государственная программа вооружения Российской Федерации;

федеральная целевая программа;

основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период;

стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

программа социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период;

государственная программы субъектов Российской Федерации.

5. К реестрам документов стратегического планирования, формируемым на федеральном уровне, относятся:

реестр отраслевых документов государственного стратегического планирования;

реестр государственных программ Российской Федерации;

реестр схем территориального планирования Российской Федерации.

6. К реестрам документов государственного стратегического планирования, формируемым по федеральным округам и субъектам Российской Федерации, относятся:

реестр стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

реестр стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

реестр схем расселения на территории субъектов Российской Федерации.

реестр схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

7. Положения документов стратегического планирования учитываются при разработке долгосрочной бюджетной стратегии и подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации соответствующих уровней.

Статья 8. Общественное обсуждение документов государственного стратегического планирования

1. Проекты документов государственного стратегического планирования подлежат общественному обсуждению с учетом требований по сохранению государственной тайны.

2. Формы и порядок общественного обсуждения проектов документов государственного стратегического планирования определяются соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

3. С целью обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов государственного стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа государственной власти, ответственного за разработку документа государственного стратегического планирования, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленные сроки.

Статья 9. Реестр документов государственного стратегического планирования

1. В целях обеспечения эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования на основе документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иными участниками процесса государственного стратегического планирования, формируется единая информационная база, содержащая сведения о прогнозах, стратегиях, программах и иных документах государственного стратегического планирования – в виде реестра документов государственного стратегического планирования.

2. Реестр отраслевых документов государственного стратегического планирования, государственных программ Российской Федерации и иных документов государственного стратегического планирования ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Реестр стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, схем расселения на территории субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Порядок и координация ведения реестра документов государственного стратегического планирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за достоверность и своевременность представления информации, подлежащей включению в реестр документов государственного стратегического планирования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Задачи системы государственного стратегического планирования

Основными задачами системы государственного стратегического планирования являются:

определение внутренних и внешних условий, тенденций и ограничений, в том числе финансовых, социально-экономического развития Российской Федерации, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

определение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики, задач укрепления национальной безопасности;

определение основных показателей бюджетной системы Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

выбор путей, способов и показателей достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования выделенных ресурсов;

формирование комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности в соответствующих сферах социально-экономического развития Российской Федерации;

определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности;

координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности между федеральным и региональным уровнями государственной власти, негосударственными организациями и институтами гражданского общества;

координация по срокам реализации, ожидаемым результатам и ресурсному обеспечению мероприятий, предусмотренных документами государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, включая направления бюджетной политики;

организация и осуществление стратегического контроля;

научно-техническая, информационная, ресурсная и кадровая поддержка процесса государственного стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Глава 4. Участники процесса государственного стратегического планирования и их полномочия

Статья 11. Участники процесса государственного стратегического планирования

1. Участниками процесса государственного стратегического планирования на федеральном уровне являются:

Президент Российской Федерации;

Администрация Президента Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации;

Федеральное Собрание Российской Федерации;

Счетная палата Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти;

общественные и научные организации, субъекты естественных монополий, государственные корпорации и акционерные общества с государственным участием и иные организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

2. Участниками процесса государственного стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации являются:

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации;

орган законодательной власти субъекта Российской Федерации;

счетная палата субъекта Российской Федерации;

высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, общественные, научные и иные организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Полномочия участников процесса государственного стратегического планирования

1. Президент Российской Федерации:

определяет (уточняет) стратегические национальные приоритеты, приоритеты социально-экономической политики, стратегические цели устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности, направления реализации стратегических целей и важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне;

определяет цели и задачи функционирования системы государственного стратегического планирования;

определяет порядок осуществления стратегического контроля функционирования системы государственного стратегического планирования;

утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период.

2. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Основные задачи и функции Совета Безопасности Российской Федерации в области государственного стратегического планирования реализуются с учетом статьи 14 Федерального закона "О безопасности".

3. Основные задачи и функции Счетной палаты Российской Федерации в сфере стратегического планирования осуществляются в соответствии со статьями 2 и 9 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

4. Правительство Российской Федерации:

обеспечивает реализацию документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, а также отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

утверждает концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, долгосрочную бюджетную стратегию Российской Федерации, отраслевые документы государственного стратегического планирования, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; схемы территориального планирования Российской Федерации; генеральную схему расселения на территории Российской Федерации.

одобряет прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

принимает решения о корректировке документов государственного стратегического планирования федерального уровня в части, касающейся, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

согласовывает стратегию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу в части полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

определяет порядок разработки документов государственного стратегического планирования федерального уровня, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 

утверждает цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;

осуществляет стратегический контроль над реализацией задач и достижением целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач укрепления национальной безопасности, содержащихся в документах государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

5. Федеральные органы исполнительной власти:

разрабатывают документы государственного стратегического планирования в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона;

разрабатывают и утверждают в установленном порядке доклад о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития:

разрабатывает стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный  период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации;

обеспечивает координацию, методическое обеспечение и согласование работ в процессе разработки, стратегического прогноза устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, в том числе анализ взаимного соответствия сроков реализации, ожидаемых результатов и ресурсного обеспечения документов государственного стратегического планирования;

осуществляет методическое обеспечение разработки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

осуществляет мониторинг реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ;

осуществляет внутренний стратегический контроль;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере бюджетной деятельности:

разрабатывает долгосрочную бюджетную стратегию Российской Федерации;

осуществляет методическое обеспечение разработки долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации;

обеспечивает соответствие бюджетной политики и показателей долгосрочной бюджетной стратегии со сроками реализации, ожидаемыми результатами и необходимым ресурсным обеспечением документов государственного стратегического (федерального, отраслевого и регионального) планирования;

осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализации долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации:

разрабатывает стратегию регионального развития Российской Федерации;

разрабатывает генеральную схему расселения на территории Российской Федерации;

разрабатывает стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

осуществляет методическое обеспечение разработки с учетом задач обеспечения национальной безопасности программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на долгосрочную перспективу, стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий на долгосрочную перспективу, схем расселения на территории субъекта Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

9. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации:

разрабатывают и утверждают документы государственного стратегического планирования субъекта Российской Федерации;

разрабатывают и утверждают схемы расселения на территории субъектов Российской Федерации;

разрабатывают и утверждают схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

осуществляют иные полномочия в процессе государственного стратегического планирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Взаимодействие участников процесса государственного стратегического планирования

Взаимодействие участников процесса государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического планирования осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Глава 5. Принципы государственного стратегического планирования

Статья 14. Основные принципы государственного стратегического планирования

Государственное стратегическое планирование базируется на принципах:

единства и целостности;

внутренней сбалансированности;

результативности и эффективности функционирования;

самостоятельности выбора путей решения задач;

ответственности участников процесса государственного стратегического планирования;

разграничения предметов ведения и полномочий в закрепленной сфере ответственности;

прозрачности (открытости);

достоверности и реалистичности;

взаимного соответствия по срокам, ресурсам и ожидаемым результатам мер государственного стратегического планирования и бюджетной политики;

соответствия показателей стратегическим целям;

взаимосвязи стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

Статья 15. Принцип единства и целостности

Принцип единства и целостности системы государственного стратегического планирования означает единство подходов к организации и функционированию системы государственного стратегического планирования, единство порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования, совершенствование мониторинга и формирования отчетности по реализации документов государственного стратегического планирования.

Статья 16. Принцип внутренней сбалансированности

Принцип внутренней сбалансированности системы государственного стратегического планирования означает согласованность основных элементов системы государственного стратегического планирования между собой по целям, задачам и мероприятиям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Статья 17. Принцип результативности и эффективности функционирования системы

Принцип результативности и эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с рациональными затратами ресурсов.

Статья 18. Принцип самостоятельности выбора путей решения задач

Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса государственного стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития.

Статья 19. Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования

Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования означает, что участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий в закрепленной сфере ответственности

Государственное стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности осуществляется под общим руководством Совета Безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации и укрепление национальной безопасности в рамках своих полномочий.

Участники государственного стратегического планирования, указанные в статье 12, осуществляют деятельность по разработке, реализации и контролю выполнения документов государственного стратегического планирования в соответствии с установленными полномочиями в закрепленной сфере ответственности.

Статья 21. Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) процесса государственного стратегического планирования означает, что документы, разрабатываемые в рамках системы государственного стратегического планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственной тайне, подлежат официальному опубликованию, проекты документов являются предметом общественного обсуждения.

Статья 22. Принцип достоверности и реалистичности

Принцип достоверности и реалистичности означает обоснованную возможность и ресурсную обеспеченность достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности, установленных в рамках системы государственного стратегического планирования, а также обоснованность показателей социально-экономического развития Российской Федерации, а также критических (пороговых) значений показателей обеспечения национальной безопасности, используемых в процессе государственного стратегического планирования.

Статья 23. Принцип взаимного соответствия по срокам, ресурсам и ожидаемым результатам мер государственного стратегического планирования и бюджетной политики.

Сроки и ожидаемые результаты реализации мер государственной политики, установленные в документах государственного стратегического планирования (на федеральном, региональном и отраслевом уровнях), параметры их ресурсного обеспечения, планируемые показатели социально-экономического развития, а также установленные критические (пороговые) значения показателей обеспечения национальной безопасности должны быть увязаны с мерами государственного регулирования в бюджетной сфере, в том числе с долгосрочной бюджетной стратегией, на весь период долгосрочного государственного стратегического планирования.

Статья 24. Принцип соответствия показателей стратегическим целям 

Показатели, используемые в документах государственного стратегического планирования, а также при оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны соответствовать стратегическим целям социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации намеченным к достижению с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

Статья 25. Принципы взаимосвязи стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

1. Государственное стратегическое планирование устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности осуществляется под общим руководством Президента Российской Федерации.

Взаимная увязка вопросов устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности осуществляется при разработке (уточнении) стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период и концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Основные принципы государственного стратегического планирования реализуются согласно разграничению полномочий и предметов ведения участников государственного стратегического планирования.

Часть III. Процесс государственного стратегического планирования

Глава 6. Основы разработки документов государственного стратегического планирования

Статья 26. Формирование системы документов стратегического планирования

Назначение, структура и типовое содержание документов государственного стратегического планирования, порядок их подготовки и согласования, а также вопросы организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая участие общественных, научных и иных организаций в государственном стратегическом планировании в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности определяется Правительством Российской Федерации в части, его касающейся.

Статья 27. Разработка документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне

1. Стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на долгосрочный период, в котором содержатся оценки возможных стратегических рисков социально-экономическому развитию Российской Федерации и угроз национальной безопасности, разрабатывается по решению Совета Безопасности Российской Федерации. Стратегический прогноз разрабатывается на период до 30 лет и уточняется каждые 6 лет.

2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается на основе решений Президента Российской Федерации, в котором содержатся цели и приоритетные направления научно-технологического развития.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет.

Корректировка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период производится в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается с учетом стратегического прогноза на период, не превышающий период, на который разработан стратегический прогноз, и уточняется каждые 6 лет.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период содержит официально признанную систему стратегических национальных приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается с учетом научно-технологического прогноза на долгосрочный период, на основе стратегического прогноза, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, комплексного территориального развития с учетом положений стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые 6 лет на период, не превышающий период, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Корректировка концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации производится в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

6. Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации разрабатывается на основе стратегического прогноза, прогноза социального экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления бюджетной политики Российской Федерации, в целях финансового обеспечения достижения установленных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу с учетом возможностей бюджетной системы Российской Федерации и положений стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации разрабатывается каждые 6 лет на период, не превышающий период, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, в течение 6 месяцев после утверждения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Корректировка бюджетной стратегии Российской Федерации производится в порядке, установленном Правительства Российской Федерации.

7. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации разрабатывается в целях устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности для обеспечения реализации стратегии регионального развития Российской Федерации;

Разработка и корректировка генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Отраслевые документы государственного стратегического планирования разрабатываются в целях обеспечения реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на основе стратегического прогноза, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Отраслевые документы государственного стратегического планирования служат основой для разработки государственных программ Российской Федерации (включая федеральные и ведомственные целевые программы) и схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием.

Отраслевые документы государственного стратегического планирования разрабатываются на период, не превышающий период, на который разрабатывался прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Корректировка отраслевых документов стратегического планирования осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

9. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий разрабатываются в целях реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и обеспечения согласованности реализации в территориальном и временном разрезах мероприятий, предусмотренных долгосрочными отраслевыми документами государственного стратегического планирования, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на долгосрочный период, а также генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием.

Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий разрабатываются на долгосрочный период.

Корректировка стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются на основании требований, определенных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в целях устойчивого социально-экономического развития и отображают основные положения стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, отраслевых документов стратегического планирования.

11. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются в целях определения путей и методов решения приоритетных социально-экономических задач, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах государственного стратегического планирования, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период.

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на долгосрочный период. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации.

12. Федеральные целевые программы разрабатываются в целях реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов государственного стратегического планирования с учетом стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий и схем территориального планирования Российской Федерации, и являются программно-целевым инструментом реализации государственных программ Российской Федерации.

Сроки реализации федеральных целевых программ определяются Правительством Российской Федерации.

13. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе анализа и прогноза внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на период от 3 до 6 лет включительно.

14. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются на основе концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются раз в 3 года на 6 лет.

Корректировка основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

Статья 28. Разработка документов государственного стратегического планирования в субъектах Российской Федерации

1. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на период от 3 до 6 лет включительно.

2. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов государственного стратегического планирования, стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, иных документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, с учетом схем территориального планирования Российской Федерации и положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящихся к разработке и реализации документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.

Период, на который разрабатывается стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Корректировка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Схема расселения на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в целях устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности для обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Порядок разработки и корректировки схемы расселения на территории субъекта Российской Федерации производится в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий.

Сроки реализации государственных программ субъекта Российской Федерации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации разрабатываются на основании требований, определенных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в целях устойчивого социально-экономического развития и отображают основные положения стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, федеральных округов и отдельных территорий, отраслевых документов стратегического планирования.

6. Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период.

Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается раз в 3 года на 6 лет.

Корректировка программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Глава 7. Государственное прогнозирование в Российской Федерации

Статья 29. Стратегический прогноз

1. Стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Стратегический прогноз состоит из взаимоувязанных социально-экономического, включая внешнеэкономические отношения, научно-технического, промышленно-технологического, демографического, экологического прогнозов, а также прогнозов в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности и содержит:

оценки возможных стратегических рисков социально-экономического развития Российской Федерации и угроз национальной безопасности;

поэтапные прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала Российской Федерации и национальной безопасности;

оценки конкурентных позиций Российской Федерации в мировом сообществе.

2. Стратегический прогноз разрабатывается по поручению Президента Российской Федерации на период до 30 лет уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обеспечивает координацию работ и методическое обеспечение процесса разработки стратегического прогноза.

4. Концептуальные положения стратегического прогноза вносятся Правительством Российской Федерации на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации. Стратегический прогноз утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Порядок разработки и корректировки стратегического прогноза определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период содержит:

оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития Российской Федерации на перспективу;

анализ и прогноз внешних условий и тенденций научно-техн

{text:right}
2010 © Пожарный Советник