Новости 9 июня 2015 Алексей Улюкаев: "Надзорные каникулы" не распространятся на те организации, которые за последние три года были лишены лицензий
09.06.2015
Алексей Улюкаев:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Предпринимательское
сообщество регулярно ставит вопрос о том, что избыточное бремя
регулятивное в области контрольно-проверочной деятельности является
одним из важных ограничивающих моментов для инвестиционной и деловой
активности. В последние годы мы предприняли несколько шагов по смягчению
этого бремени. Начиная с 2011 года у нас наметилась положительная
динамика в части количества и обременительности проверок.
Тем не менее вопрос по-прежнему стоит
ещё достаточно остро. Как было отмечено в Послании Президента
Федеральному Собранию, необходимо обеспечить для важного
предпринимательского сегмента (малое и среднее предпринимательство,
индивидуальное предпринимательство) возможность обеспечения так
называемых надзорных каникул, то есть режима, при котором плановые
проверки для субъектов малого предпринимательства не проводятся, если в
течение трёх лет до наступления момента плановых проверок не было
выявлено существенных нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью
граждан.
В ходе подготовки законопроекта были
многочисленные обсуждения с экспертным сообществом, деловым сообществом.
Как нам представляется, предлагаемые изменения в статью 27 закона "О
защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора)" являются разумным
компромиссом из высказанных предложений.
Первое – о видах контроля, на которые
распространяется законопроект. Это, конечно же, те виды контроля,
которые регулирует базовый федеральный 294-й закон.
Есть несколько изъятий. Эти изъятия
прежде всего связаны с риск-ориентированным подходом к проверкам, то
есть сферы, которые несут наибольший риск с точки зрения угрозы
безопасности жизни и здоровью граждан, здесь выделяются. Речь идёт о
промышленной, пожарной, экологической, радиационной безопасности,
безопасности гидротехнических сооружений, которые касаются объектов 1-го
и 2-го класса опасности. Мы сочли возможным сделать такие исключения,
исходя из того риска, который здесь содержится, и, исходя из того, что
количество этих объектов невелико и субъектов малого предпринимательства
там практически нет, их число крайне незначительно.
Кроме того, предлагается не
распространять надзорные каникулы на социальные учреждения – школы,
детские сады, детские оздоровительные лагеря, в отношении которых сейчас
установлена более частая периодичность проверок, чем для других
учреждений. Она, как правило, связана с учебным годом, проводится перед
началом смен в оздоровительных лагерях, перед началом учебного года в
школах и иных образовательных учреждениях, и такой режим, нам
представляется, необходимо сохранить.
Два слова – о статистике, кого этого
касается. У нас за прошлый год 2,4 млн проверок, из них 960 тыс. –
плановых проверок. Вот это тот массив, который будет затронут
требованиями настоящего законопроекта.
Важный вопрос – что относится к
категории грубых нарушений обязательных требований, с тем чтобы это тоже
было изъятием из надзорных каникул? Мы отнесли сюда несколько позиций.
Первая: условие применения надзорных каникул отсутствует для тех
хозяйствующих субъектов, которые по результатам трёхлетнего периода были
либо лишены лицензии за нарушения законодательства, либо руководители
которых привлекались к дисквалификации или деятельность которых
приостанавливалась в соответствии с Кодексом об административных
правонарушениях.
На самом деле перечень этих оснований
невелик, конечен и касается прежде всего лицензионных видов
деятельности. И по статистике, из 950 тыс. плановых проверок прошлого
года к этой категории отнесено 11 тыс., то есть порядка 1%.
Механизм действия законопроекта.
Имеется в виду, что начиная с 1 января 2016 года на три года вводится
этот режим. В первый год (у нас ещё нет единого реестра субъектов малого
предпринимательства) при составлении плана проверок на 2016 год
контролирующие органы будут руководствоваться теми сведениями, которые у
них есть, относительно отнесения соответствующих предприятий к
субъектам малого предпринимательства. При этом в законопроекте отдельно
оговаривается право субъектов малого предпринимательства после
опубликования плана проверок направить возражения в части включения их в
этот план, если, по их мнению, они сюда отнесены не в соответствии с
законодательством.
Начиная с 2017 года (поскольку с
октября этого года у нас должен заработать реестр малых и средних
предприятий, который будет делать Федеральная налоговая служба) планы
проверок будут осуществляться на основе межведомственного взаимодействия
в рамках соответствующего документооборота на базе этого единого
реестра проверок.
С точки зрения дополнительной защиты
прав субъектов малого и среднего предпринимательства отдельно
оговаривается, что если проверка будет проведена с нарушением
предусмотренных законопроектом требований, то это повлечёт за собой
недействительность проверки.
Законопроект согласован в установленном порядке.
Просьба поддержать.
|