06.07.2015
3 июля в Национальном центре управления в
кризисных ситуациях МЧС России состоялось 29-е заседание комиссии по
ликвидации излишних административных ограничений под руководством
первого заместителя министра Сергея Шлякова. Данное рабочее совещание
направлено на оптимизацию административных ограничений, затрагивающих
интересы малого и среднего бизнеса.
В заседании приняли участие главный
государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору
Борис Борзов, президент некоммерческой организации "Российский топливный
союз" Евгений Аркуша, вице-президент общероссийской общественной
организации "Опора России" Марина Блудян, представители структурных
подразделений чрезвычайного ведомства, представители объединений
промышленников, страховых компаний и бизнеса.
В ходе работы комиссия рассмотрела
вопросы обязательных видов страхования, защищающих людей при
возникновении чрезвычайной ситуации, также были подведены итоги работы,
направленной на исполнение поручений Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, в котором были
сформулированы приоритетные задачи по совершенствованию надзорной
деятельности: максимальное снятие ограничений с бизнеса и избавление его
от навязчивого надзора, публичность проверок и применение
риск-ориентированных подходов, а также установление для малого бизнеса с
надёжной репутацией "надзорных каникул".
Для реализации поставленных задач в МЧС
России была утверждена концепция, основной идеей которой является
внедрение новых подходов в организации деятельности органов надзора,
повышение доли профилактической работы при сохранении эффективности
контрольных мероприятий, а также дальнейшее повышение уровня
защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров и
безопасности на воде.
При планировании надзорных мероприятий
приоритетом в данном направлении стало внедрение риск-ориентированного
подхода при проведении надзорных мероприятий, в зависимости от степени
социального риска и риска причинения вреда чужому имуществу. Данный
подход позволит произвести категорирование объектов защиты по классам
потенциальной опасности, установить порядок формирования и ведения
реестра объектов защиты с учетом их характеристик и категории
потенциальной опасности, а также сведений о владельце и собственнике
соответствующих объектов, сформировать единый реестр проверок, реестр
нормативных правовых актов и документов, требования которых подлежат
проверке, а также позволит сократить количество подконтрольных объектов и
перейти к проверкам в зависимости от риска наступления неблагоприятных
условий.
Члены комиссии одобрили соответствующий
проект, который будет представлен на согласование на очередном заседании
в Открытом Правительстве Российской Федерации.
В целях сокращения административной
нагрузки на бизнес и дальнейшего развития институтов негосударственного
контроля в МЧС России был разработан и направлен в Правительство
Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной
безопасности".
Данный законопроект устанавливает запрет
на проведение проверок органами надзорной деятельности в течение трех
лет с момента получения на объект проверки заключения независимой оценки
пожарного риска, а также предусматривается административная и уголовная
ответственность экспертных организаций и их должностных лиц за
предоставление заведомо ложного заключения.
Совместно с Минэкономразвития
специалисты МЧС России подготовили законопроект, предусматривающий
внесение изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля". Законопроектом
предусматриваются "надзорные каникулы" для субъектов малого бизнеса и
микропредприятий в случае, если они не имели существенных нарушений
требований, установленных законодательством Российской Федерации
касающихся административного приостановления деятельности и лишения
лицензии.
В ходе работы комиссия рассмотрела
законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля". Так, в частности, с целью устранения противоречий в
действующих нормативных правовых актах предложено включить в перечень
государственных контролей (надзоров), которые могут осуществляться
государственными учреждениями, федеральный государственный надзор за
базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, пляжами, переправами
и наплавными мостами.
Заслушав и обсудив доклады экспертов,
члены комиссии пришли к выводу, что к обязательному страхованию следует
прибегать лишь в случаях, когда оно является наиболее эффективным
способом решения общественно значимых проблем. Это касается в основном
страхования гражданской ответственности, связанной с деятельностью,
создающей повышенную опасность. Поэтому учитывая сложившуюся ситуацию на
рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие страховой отрасли
Российской Федерации должно быть направлено на стимулирование развития
добровольных видов страхования, а также на повышение привлекательности
страхования для граждан.
Эксперты отметили, что в рамках работы
по снятию административных ограничений предпринимательской деятельности
органы надзорной деятельности существенно снизили свое "законное
присутствие" на объектах защиты. Количество плановых проверок по линии
пожарной безопасности в прошедшем году сокращено на 42%, по линии
гражданской обороны на 74%, по линии ЧС – на 76%.
Подводя итоги заседания, Сергей Шляков
выразил надежду, что выработанные современные подходы будут
способствовать дальнейшему совершенствованию системы государственных
надзоров МЧС России, позволят снизить административную нагрузку в
отношении субъектов малого и среднего бизнеса с целью создания
благоприятного климата для развития предпринимательской активности.
|