Новости 20 апреля 2016 20.04.2016
При совершенствовании контрольно-надзорной
деятельности в России необходимо учитывать существующие международные
практики, в том числе по формированию проверочных листов, по созданию
механизмов обратной связи между государством и проверяемым бизнесом, а
также в сфере информатизации контрольно-надзорной деятельности.
Готовность обмениваться опытом была заявлена на состоявшейся 18 апреля
встрече министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова с
представителями Всемирного банка.
Об опыте других стран в части
реформирования контрольно-надзорной деятельности рассказала исполняющая
обязанности директора по России, руководитель программ по России в
области развития частного и финансового сектора Всемирного банка Сильви
Боссутро. Г-жа Боссутро поделилась опытом Всемирного банка по
сопровождению реформ контрольно-надзорной деятельности. По её мнению, за
последние годы в России был совершён прорыв в области упрощения и
сокращения процедур, связанных с открытием и началом ведения бизнеса, но
ситуация с "выживаемостью" бизнеса в дальнейшем по-прежнему не
идеальна. На его "выживаемость" огромное влияние оказывает
контрольно-надзорный режим. Чем более этот режим понятен, открыт и
прозрачен, тем больше "выживаемость" бизнеса. Одним из элементов,
помогающих сформировать комфортный для бизнеса и потребителей его услуг
контрольный режим, являются чек-листы (проверочные листы).
Опыт участия Всемирного банка в разработке
чек-листов есть в Иордании, Литве, Киргизии и Казахстане. Создание
проверочных листов, в которые включаются наиболее важные и значимые
требования и нормы, предъявляемые к объектам, позволяет реализовывать
принцип риск-ориентированного подхода к проверкам, отметила
представитель Всемирного банка.
Формирование проверочных листов может
стать одним из приоритетов реализации "дорожной карты" по
совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы,
считает министр РФ Михаил Абызов. Документ был разработан
Минэкономразвития совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ
при активном участии экспертного и предпринимательского сообществ в
формате Открытого правительства и утверждён Премьер-министром Дмитрием
Медведевым 1 апреля. Разработка чек-листов уже является одним из
направлений работы в рамках этого плана мероприятий.
Внедрение чек-листов остаётся предметом
для обсуждения. Здесь есть два подхода: либо провести тотальную ревизию
всей системы обязательных требований, либо внедрить простые механизмы
проверочных листов. Но нужно ответить на вопрос — как определить те
требования, которые должны войти в чек-листы? Это должно зависеть от
уровня риска. Дальше вопрос — как измерить этот уровень риска? Что
делать с нарушением тех требований, которые не входят в проверочный
лист? Каковы последствия первого нарушения, а каковы — второго? Ещё один
вопрос заключается в том, что невозможно создать качественный
проверочный лист по тому или иному виду контроля, потому что каждый
объект индивидуален. Вы приходите в кафе и проверяете его с точки зрения
безопасности, а там система приготовления пищи может быть электрическая
или на газе, вытяжка приточная или вентиляционная, оно расположено в
многоэтажном доме или отдельно стоящем здании?" — отметил министр.
Несмотря на наличие всех этих вопросов,
чек-листы нужно вводить, уверен министр. Но не единовременно и не
повсеместно — начать следует с нескольких пилотных ведомств.
Ещё один важный аспект совершенствования
контрольно-надзорной сферы, по словам представителя Всемирного банка, —
это выстраивание обратной связи между государством и бизнесом. Здесь
позитивный опыт есть у Иордании, где при непосредственном участии
Всемирного банка в 2014 году было запущено специальное мобильное
приложение для предпринимателей для оценки качества деятельности
контрольных органов. Важно, чтобы вся информация, направляемая
предпринимателями в контрольные ведомства в форме обратной связи, была
структурирована, чтобы её можно было использовать в дальнейшем,
подчеркнула г-жа Сильви Боссутро. Кроме того, важно, чтобы была реакция
на обратную связь со стороны ведомств, отметила она.
Вопросам получения обратной связи от
предпринимателей, сталкивающихся с контрольно-надзорными мероприятиями,
также посвящён отдельный пункт в "дорожной карте" по совершенствованию
контроля и надзора. Практики мобильных приложений, анкетирования,
"контрольных закупок" нужно развивать, в том числе с учётом лучших
зарубежных практик, считает Михаил Абызов. Он напомнил, что в России
есть опыт получения обратной связи от граждан по итогам оказания
государственных услуг, для этого создан портал "Ваш контроль".
Однако одного только мнения представителей
бизнеса для получения объективной информации о контрольно-надзорной
деятельности недостаточно, считает министр. Необходимо внедрить систему
показателей, характеризующих надзорное давление на бизнес.
Последние годы предприниматели говорят,
что надзорное давление возрастает. Но давайте посмотрим на статистику:
число плановых проверок и внеплановых падает. Объём штрафов падает. Что
значит "растёт давление"? Стали брать больше взяток? У нас до сих пор
нет единой "приборной панели", которая бы объективно характеризовала
качество осуществляемого контроля и надзора и соблюдения государственных
требований к проверяемому объекту. И в этом отношении социология,
обратная связь, анкетирование и практика "контрольных закупок" могут
стать инструментом повышения объективности", — сказал Михаил Абызов.
Ещё одним направлением сотрудничества
Открытого правительства и Всемирного банка может стать информатизация.
Именно в части информационных технологий нужно обеспечить прорыв в части
контроля и надзора, подчеркнул Михаил Абызов. Внедрение новых
технологий и механизмов дистанционного контроля позволит рационально
распределить ресурсы внутри контрольных ведомств на фоне оптимизации их
структуры, считает министр.
Всемирный банк воспринимает Россию не
только как импортёра знаний и лучших практик, но и как страну, имеющую
уникальные знания и опыт, которыми она может поделиться с другими
странами, отметила г-жа Сильви Боссутро. |