Новости 26 августа 2016 26.08.2016
Премьер-министр Дмитрий Медведев
подписал разработанное при участии экспертов Открытого правительства
постановление о применении риск-ориентированного подхода при организации
отдельных видов государственного контроля. Согласно этому документу,
уже в 2017 году интенсивность и форма проверок по трём видам надзора —
санитарно-эпидемиологическому, пожарному и надзору в области связи —
будет зависеть от степени рисков на том или ином объекте. Таким образом,
переход ведомств на "умный" контроль теперь закреплён официально. С
2018 года на новую модель предстоит перейти всем контрольно-надзорным
органам.
Суть состоит в том, чтобы направить
основное внимание контрольно-надзорных органов туда, где риск нарушений
очевидно выше. Это должно избавить добросовестных представителей бизнеса
от излишней административной опеки… Это, действительно, часть
масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций
государства. Документы готовились с участием бизнес-сообщества и членов
Экспертного совета", — отметил Дмитрий Медведев в ходе заседания
Правительства 25 августа.
Постановление о риск-ориентированном
подходе разработано в рамках утверждённой в апреле этого года "дорожной
карты" совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на
2016–2017 годы, которая была подготовлена в максимально публичном режиме
на площадке правительственной подкомиссии под председательством
министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Проект
постановления рассматривался на площадке подкомиссии, замечания
бизнес-сообщества и Экспертного советапри Правительстве РФ были учтены
при доработке документа. Напомним, реформа контрольно-надзорной
деятельности входит в число проектов, которые будут реализовываться в
рамках работы президентского Совета по стратегическому развитию и
приоритетным проектам.
Подписанное постановление является
частью большой работы и фиксирует чёткий подход, который обязаны будут
внедрить все без исключения контрольно-надзорные органы в рамках
реализации приоритетного национального проекта по реформе контроля и
надзора. Риск-ориентированная модель проверок уже используется в
большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных
экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%, а
отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для
безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали
подвергаться плановым проверкам. В России риск-ориентированный подход до
сих пор внедрялся в пилотном режиме в пяти ведомствах, на которые
приходится 75–80% всех проверок. Это МЧС, Федеральная налоговая служба,
Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Роструд. В ходе пилотных проектов были
наработаны успешные практики, которые теперь необходимо масштабировать. С
2017 года "умная" модель проверок теперь уже в обязательном порядке
будет внедряться в МЧС, Роспотребнадзоре, Федеральном
медико-биологическом агентстве и Роскомнадзоре", — говорит Михаил
Абызов.
Правила и критерии отнесения проверяемых
объектов к тому или иному классу опасности или категории риска
установлены постановлением Правительства. Все проверяемые объекты
разделяются на 6 категорий риска. Они будут присваиваться не только
исходя из потенциальной опасности, но и в зависимости от того, насколько
часто выявляются нарушения на том или ином объекте.
Объекты 1, 2 и 3 классов опасности,
риски на которых оцениваются как чрезвычайно высокие, высокие и
значительные, будут подвергаться регулярным плановым проверкам. Речь
идёт, к примеру, об организациях, эксплуатирующих радиационно и ядерно
опасные производства, объектах по уничтожению химоружия, лабораториях,
работающих с патогенными микроорганизмами. На предприятиях среднего и
умеренного риска плановые проверки нельзя будет проводить чаще одного
раза в период, предусмотренный конкретным видом госконтроля. А объекты 6
класса опасности будут освобождены от плановых проверок.
Таким образом, внимание проверяющих
органов будет сконцентрировано на объектах, где нарушение безопасности
может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных
нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом
защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности
контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые
ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны — освободить от
чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления
и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес
не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков. Постановление также
предусматривает возможность перехода из одной категории риска в другую в
зависимости от качества соблюдения требований. Но важно, чтобы
ведомственные методики отнесения к категориям риска были максимально
прозрачны и понятны как предпринимателям, так и простым гражданам, и
чтобы можно было безошибочно определить, к какой категории относится
объект", — считает Михаил Абызов.
О результатах реализации постановления
МЧС, ФМБА, Роспотребнадзор и Роскомнадзор должны будут доложить в
Правительственную комиссию по проведению административной реформы до 1
февраля 2017 года. По итогам внедрения риск-ориентированного подхода в
этих ведомствах методика распределения объектов по категориям риска
может быть усовершенствована, полагает министр. Предполагается, что с
2018 года новая модель должна распространиться на все виды контроля и
надзора, подпадающие под действие 294-ФЗ о защите прав предпринимателей.
Поэтому, по словам Михаила Абызова, планы проверок на 2018 год
необходимо будет составлять уже с учётом риск-ориентированного подхода.
Комплексная реформа системы
государственного контроля и надзора осуществляется по поручению главы
государства в формате Открытого правительства. Летом текущего года в
рамках реформы был подготовлен и принят Госдумой пакет поправок в
294-ФЗ, вступающих в силу с 2017 года. Он обеспечит защиту прав
предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Поправки, в том числе, дают нормативную базу для применения
риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Одним
из ключевых моментов реформы, как ожидается, станет принятие в этом
году федерального закона о государственном и муниципальном контроле и
надзоре. Для работы над этим фундаментальным документом по поручению
главы государства создана межведомственная рабочая группа, которую
возглавляет Михаил Абызов.
Президент РФ Владимир Путин по итогам
состоявшегося 22 июля совещания с членами Правительства, посвящённого
совершенствованию госконтроля, поручил кабмину до 31 декабря текущего
года обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих
применение риск-ориентированного подхода при организации
контрольно-надзорных мероприятий, а также оптимизацию таких мероприятий
на региональном и муниципальном уровнях. Ответственными за это в
Правительстве назначены главы Минэкономразвития и Минюста, а также
министр РФ Михаил Абызов. |