В
ближайшее время мы ожидаем выхода постановления правительства, которое
установит правила выполнения работ в области оценки соответствия. Оно
закроет самые болезненные вопросы, о которых давно говорят госрегуляторы
и бизнес. Это один из шагов на пути к формированию национальной
инфраструктуры качества.
Если
совсем коротко, то государству предстоит создать зону доверия, где
действуют механизмы саморегуляции и где и добросовестному производителю
комфортно, и потребителю хорошо - он может быть спокоен за безопасность и
качество своих покупок.
Рынок диктует правила
В
СССР был Госстандарт, на тему инфраструктуры качества, кажется, никто
не размышлял. Но и экономика страны строилась совсем на других
принципах. Весь свой путь от фабричного конвейера до полки магазина
товар оставался в одних руках - руках государства. И оно само и
комплексно решало вопросы обеспечения качества выпускаемой и реализуемой
населению продукции.
Рыночная
экономика предполагает принципиально другую роль государства как
регулятора и контролера соблюдения "правил игры", а также защитника прав
и интересов потребителя. Важно понимать, что инфраструктура качества -
это не одно или несколько ведомств, которые за все отвечают. Это
институциональные условия, в которых государство выступает модератором -
вырабатывает общие правила и гарантирует, что они будут соблюдаться.
В
связи с этим важнейшее значение приобретает предоставление доступа к
наилучшим технологическим практикам и передовым инструментам развития
конкурентоспособности. Кстати, Россия вовсе не пытается идти особым
путем. Национальная инфраструктура качества есть в большинстве
экономически развитых стран, поддерживающих тем самым своих
производителей не только на внутреннем рынке, но и успешно продвигающих
товары на экспорт.
Слагаемые качества
Национальная
инфраструктура качества состоит из четырех базовых элементов. В основе
всего - стандартизация, то есть деятельность, направленная на выработку,
принятие, внедрение и постоянную актуализацию стандартов, дающих рынку
нужное качество. В России государству в этом всегда отводилась
главенствующая роль и как инициатору новых разработок, и как держателю
внушительного по объемам информационного фонда. Он включает, в том
числе, наследие еще советской стандартизации, отнюдь не утратившей своей
актуальности, а скорее наоборот - вновь востребованной у
производителей, которые видят запрос потребителя на старые добрые ГОСТы.
Сегодня Росстандарт работает над тем, чтобы сделать эту базу данных
широко доступной - буквально по клику компьютерной мыши. Для этого
содержимое фонда мы активно переводим в цифровой формат.
С
другой стороны, жизнь требует постоянного и все более оперативного
обновления старых и создания новых стандартов. К слову, вряд ли
государственная система стандартизации справилась бы сегодня с такой
задачей. Гораздо эффективнее предоставлять карт-бланш самим игрокам
рынка, оставляя государству роль модератора тех дискуссий, которые
должны предшествовать принятию новых стандартов.
Готов
ли к этому рынок? Убежден, что да: мы видим, как активно бизнес
работает над корпоративными и отраслевыми стандартами, которые являются
основой для эффективного развития общенациональной и даже международной
стандартизации.
Второй
важный компонент инфраструктуры - метрология. Качество любой продукции
имеет конкретные, измеряемые параметры. Так что нам не обойтись без
технологий и инструментов, обеспечивающих единство и точность измерений.
Их развитием в системе Росстандарта занимается целая сеть научных
институтов и региональных центров. В их распоряжении одна из лучших в
мире эталонная база и высокоточная контрольно-измерительная аппаратура.
Третья
составляющая инфраструктуры - это контроль качества продукции. Это
система лабораторий, испытательных центров и органов по сертификации,
тестирующих продукцию и делающих выводы о ее соответствии или
несоответствии установленным требованиям.
И,
наконец, четвертый элемент предполагает аккредитацию, то есть признание
компетентности организаций, которым можно доверить измерять значимые
характеристики продукции, проводить ее тестирование, давать ей оценку и
т.д.
Спрос на подделки не падает
Каждый
элемент инфраструктуры качества взаимосвязан с другими. Убрав любой из
них, мы теряем целостность и работоспособность всей системы. Можно иметь
самую мощную эталонную базу, опережать весь мир по измерительным
возможностям, использовать самые актуальные, суперсовременные стандарты.
Но если у нас не все хорошо с тестированием продукции, инфраструктура,
увы, хромает. Именно этим пользуются те, кто безнаказанно предлагают
покупателям фальсификат и контрафакт.
С
одной стороны, в России явно недостаточно лабораторий, где проводится
тестирование и сертификация продукции, а с другой - те лаборатории,
которые есть, остаются незагруженными. Отсутствие спроса на услуги
лабораторий тормозит их развитие.
Если мы и дальше не сможем тестировать то, что к нам везут, так и останемся незащищенными от контрафакта.
Но
есть еще одна проблема: бреши в нормативной базе позволили расплодиться
множеству недобросовестных, часто просто виртуальных организаций, чья
деятельность сведена к банальной торговле фальшивыми сертификатами. Как
раз на эти подделки, к сожалению, сохраняется огромный спрос, и
государство в лице минпромторга и минэкономразвития, Росстандарта и
Росаккредитации сейчас активно борется с этим злом.
Мы
возлагаем большие надежды на новые правила оценки соответствия,
предусматривающие упрощенную процедуру аннулирования недостоверных
протоколов тестирования. Кроме того, потребуются и серьезные санкции для
заказчиков - тех, кто решил воспользоваться услугами квазиэкспертов,
кто покупает поддельные протоколы испытаний, обманывая покупателей
липовыми сертификатами.
Рынок ждет защиты
Выгода
бизнеса очевидна. Во-первых, производитель получает доступ к механизмам
"поднятия планки". Ведь на кону качество собственной продукции и ее
конкурентоспособность. Тем, кто работает на рынке "всерьез и вдолгую",
придется соответствовать требованиям, иначе есть риск остаться без
потребителя.
Во-вторых,
это мощный стимул для выхода на новые, уже зарубежные рынки. Когда
отечественным производителям станут доступны в России те испытательные
возможности, которые требуются для выхода на экспорт, а их результаты
начнут признаваться за рубежом, экспортеры смогут сократить свои
издержки и получить "зеленый коридор" в любую страну.
И
наоборот, если мы у себя в России и дальше не сможем должным образом
тестировать то, что к нам везут, наш рынок так и останется незащищенным
от поставок дешевого, но часто просто опасного контрафакта,
производимого "специально для России". Расширение испытательных
возможностей внутри страны создаст прочные барьеры на пути таких
некачественных и небезопасных товаров. Поэтому развитие инфраструктуры
качества мы считаем основной миссией Росстандарта и видим в ней огромный
потенциал для роста российской экономики.