16.03.2015
На прошедшем на этой неделе совещании по взаимодействию производителей сельскохозяйственной продукции и субъектов торговой деятельности, которое провел председатель Правительства Дмитрий Медведев, министр промышленности и торговли Денис Мантуров отчитался о ситуации с ценами на продукты в стране. Он отметил, что меры поддержки, проводимые государством, носят временный характер, в связи с чем возникает необходимость внесения изменений в закон о торговле, в котором предлагается установить жесткие правила взаимоотношений поставщиков и торгового бизнеса.
"Мы считаем, что в закон должны имплементироваться только те принципы и подходы, которые уже отработаны в рамках механизма саморегулирования. Они должны основываться прежде всего на решениях, которые консолидированно приняты производителями и торговлей и успешно действуют в рамках применения Кодекса добросовестных практик", – подчеркнул Денис Мантуров.
Поправки в законопроект осуществляются совместно с заинтересованными федеральными ведомствами и должны повлиять на формирование розничных цен на продукты питания и обеспечить права предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, уточняют в Минпромторге.
В ходе брифинга, который состоялся сразу после совещания, Мантуров отметил, что его ведомство "за то, чтобы в рамках цивилизованного регулирования этой проблемы были лучшие практики, кодекс лучшей практики какой-то корпорации или ещё чего-то. Желательно, чтобы это было приоритетно. Но если практика лучшая не работает, если не устраивает большинство участников рынка или (мы уже убедились в этом начиная с 2009 года и до сегодня) все сомневаются, или большинство сомневается, то, конечно, откладывать само совершенствование действующего законодательства, по мнению нашему, не стоит. Это нужно делать параллельно: да, рассчитывать на кодексы лучшей практики и одновременно работать с тем, чтобы найти согласованные, максимально консолидированные решения в рамках совершенствования законодательства, найти, на чём мы можем договориться с максимальным количеством участников рынка".
Также он рассказал журналистам, что кодекс добросовестных практик в его понимании – это не просто корпоративный инструмент управления, это соглашение, которое подписывается, и к нему присоединились все основные отраслевые союзы, производители и, естественно, торговые сети. Собственно, это и есть инструмент, который в течение последних двух лет набирает обороты, который даёт возможность садиться совместно и приходить к единому пониманию.
"Поэтому мы и предложили сначала отработать на практике предложения, которые поступают, а затем уже доводить это до закона", – отметил он.
Недавно российский вице-премьер Игорь Шувалов также предлагал усовершенствовать закон о торговле, включив в него практики саморегулирования отрасли. Идея прозвучала на совещании у Шувалова, которое было посвящено состоянию российского продовольственного рынка и проходило в рамках заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. По словам официального представителя первого секретариата вице-премьера, представителям крупных и малых сетей, производителям продукции и оптовикам было предложено подготовить свои предложения по внесению отдельных положений Кодекса добросовестных практик в закон "О торговле" в течение недели.
Напомним, в России основанный на принципах саморегулирования Кодекс добросовестных практик существует с 2012 года. Подписавшие его торговые сети и поставщики обязуются честно вести между собой дела.
Основными целями Кодекса добросовестных практик являются:
– формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков; – повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизации издержек по всей цепочке поставок; – создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке; – содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах. |